Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара

В нашем храме есть святыня – частица гроба святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны (в общем мощевике), а также небольшая икона Елисаветы и инокини Варвары с частицами их гробов со Святой земли. Сегодня – 18 июля — день памяти преподобномучениц.

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, будущая Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, родилась 1 ноября 1864 года в Дармштадте. Елизаветой ее назвали в честь Елизаветы Тюрингской — католической святой, которая считалась родоначальницей герцогов Гессенских и прославилась своим милосердием. Правда, все домочадцы называли девочку кратко – Элла.

Родителями Эллы были Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV и принцесса Алиса, дочь английской королевы Виктории. Гессен – небольшое герцогство в центре Германии. Бабушка будущей княгини – знаменитая английская королева Виктория. Она пробыла на троне 63 года, и период ее правления считается временем расцвета Британии.

У герцогской четы было семеро детей: Виктория, Елизавета, Ирэна, Эрнест-Людвиг, Фридрих, Алиса (будущая императрица Российская Александра Феодоровна) и Мария. Великая герцогиня Алиса воспитывала детей в строгих правилах: они сами убирали свои комнаты, постели, самостоятельно следили за своим туалетом, топили камин. Но главное – в семье Гессен детей учили состраданию. Дети вместе с матерью ездили по больницам, навещали сирот, посещали дома инвалидов…

Безмятежное детство у маленькой Эллы закончилось рано. Когда ей было 9 лет, насмерть разбился ее младший брат Фридрих. А спустя 3 года все члены семьи заболели дифтеритом. Герцогиня Алиса выхаживала детей, но вскоре четырехлетняя Мария умерла, а вслед за ней в возрасте 35 лет скончалась и сама Алиса. Четырнадцатилетняя Элла всеми силами пыталась облегчить горе своего отца, пыталась хоть в малой мере заменить мать младшим сестрам и брату.

Вскоре об Элле из рода Гессен заговорили по всей Европе. Повзрослевшая Элла была ослепительно красива, при этом все отмечали ее одухотворенность, обаяние и чарующую душевную красоту, простоту и изящность ее манер. К ней сватались самые известные и аристократичные мужчины Европы, среди которых были Фридрих Баденский и прусский кронпринц Вильгельм. Но выбор Елизаветы пал на Великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Элла и Сергей знали друг друга давно, так как Сергей в юности не раз гостил и у семьи Гессен, и у королевы Виктории.

3 (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца состоялось их венчание. Обряд проходил дважды: сначала по православному обряду, потом – по протестантскому. После венчания молодые поехали в дворец на Невском проспекте, который Великий князь Сергей купил незадолго до свадьбы. Там их по русскому обычаю встречали хлебом-солью император Александр III и императрица Мария Феодоровна. Медовый месяц молодожены провели в имении Ильинское.

После свадьбы княгиня Елисавета Феодоровна под руководством мужа занялась изучением русского языка, истории России и Русской Православной Церкви. Князь Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, он строго соблюдал посты, ездил по монастырям. Княгиня во всем следовала за супругом. В свете о князе Сергее ходило немало нелицеприятных слухов, но сама Элла в письмах к родным писала, что очень любит своего мужа и любима им: «Пусть мужья и жены всегда любят друг друга так, как мы…»

В 1882 году князь Сергей Александрович основал Императорское Палестинское общество, главной задачей которого стала забота о паломниках из России, посещавших Святую Землю. После посещения великих палестинских святынь княгиня Елисавета принимает решение перейти в Православие. В 1891 году она пишет отцу об этом: «Я все время думала и читала и молилась Богу указать мне правильный путь – и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». 13 апреля 1891 года над княгиней Елисаветой Феодоровной был совершен чин присоединения к Православию через миропомазание с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елисаветы, матери пророка Иоанна Предтечи.

В этом же году князь Сергей Александрович был назначен на должность генерал-губернатора Москвы. Вскоре жители Москвы смогли оценить милосердие супруги губернатора. Княгиня Елисавета посещала больницы и детские приюты и повсюду старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, как могла улучшала условия жизни несчастных.

4 (17) февраля 1905 года князь Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Каляевым. Уже через несколько минут Елисавета была на месте взрыва. С помощью солдат, стоя на коленях в снегу, не плача, она своими руками собрала и положила на носилки части тела мужа, разбросанные взрывом, которые потом отнесли в церковь Чудова монастыря.

На третий день после смерти мужа она поехала в тюрьму, где содержался его убийца. Она призывала Каляева покаяться, оставила убийце Евангелие и маленькую икону, но, выйдя из тюрьмы, произнесла: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Несмотря на то, что княгиня Елисавета была сторонницей решительной борьбы с террористами, она обратилась к императору Николаю II с просьбой помиловать убийцу ее мужа. Но ее прошение было отклонено.

С момента гибели князя Сергея Великая княгиня не снимала траур, много молилась, держала строгий пост. А на месте взрыва по ее просьбе был установлен памятник-крест, созданный по проекту художника В.М. Васнецова с выбитыми у подножия креста словами Иисуса Христа из Евангелия от Луки: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (Лк. 23, 34). Этот памятник-крест был снесен большевиками 1 мая 1918 года.

После гибели мужа княгиня Елисавета удалилась от света, посвятив себя делам милосердия. Она распродала все свое имущество. Часть вырученных денег отдала в казну и родственникам, а оставшуюся сумму решила использовать для создания в Москве обители милосердия.

В мае 1907 года княгиня Елисавета приобрела владение с четырьмя двухэтажными домами и садом в Замоскворечье, а в 1909 году докупила прилегающий участок с домом. В самом большом двухэтажном доме расположились столовая для сестер, кухня и хозяйственные помещения; в другом – церковь и больница, рядом аптека и амбулатория для приходящих больных. В четвертом доме находилась квартира священника-духовника обители, школьные классы для девочек приюта и библиотека. Марфо-Мариинская обитель милосердия открылась 23 (10) февраля 1909 года. Знаменитый Покровский храм в обители был построен по проекту архитектора А. Щусева и расписан знаменитым художником М.В. Нестеровым.

Согласно Уставу сестры обители приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока (1 год, 3, 6 и более лет) они могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от обетов.

В Марфо-Мариинской обители княгиня Елисавета вела подвижническую жизнь: спала на деревянных досках без матраса и тайно носила власяницу. Привыкшая с детства к труду, она все делала сама и как рядовая сестра участвовала во всех делах обители: ночами ухаживала за тяжелобольными, обходила беднейшие кварталы, помогая бедным, часто посещала страшный Хитров рынок, вызволяя оттуда малолетних детей…

Когда началась Русско-японская война, княгиня Елисавета немедленно организовала помощь фронту. Первым делом в залах Кремлевского дворца были созданы мастерские для помощи солдатам. Елисавета организовала отправку на фронт тюков с продовольствием, обмундированием и медикаментами, а также походных церквей.

…С приходом к власти большевиков страшные тучи стали стремительно сгущаться над страной. Это понимали и за рубежом. Королевские дома Европы пытались спасти княгиню от неминуемого ареста. Германское правительство даже добилось от правительства большевиков разрешения для Елисаветы Феодоровны покинуть Россию. Дважды к ней приезжал немецкий посол граф Мирбах с предложением уехать, но она не приняла его, передав на словах: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»

…Ее арестовали 24 апреля (7 мая) 1918 года – на третий день Пасхи, в праздник Иверской иконы Божией матери. Арестовали по личному указанию В.И. Ленина. По его распоряжению Ф.Э. Дзержинский прислал для ее ареста отряд латышских стрелков. Прежде чем сесть в машину, настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна осенила всех плачущих сестер обители широких крестом и сказала: «Не плачьте! На том свете свидимся». Вместе с ней поехали две сестры – келейница княгини Варвара (Яковлева) и сестра Екатерина (Янышева).

Опасаясь народных бунтов, большевики решили уничтожать членов семьи Романовых по-тихому и вдали от столиц. Великую княгиню с сестрами вывезли сначала в Пермь, потом в Екатеринбург, оттуда в Алапаевск. Их поселили на окраине города в здании Напольной школы. Вместе с ними под арестом находились: великий князь Сергей Михайлович (младший сын Великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарь Федор Ремез, три брата Иоанн, Константин и Игорь (сыновья Великого князя Константина Константиновича), а также князь Владимир Палей (сын Великого князя Павла Александровича). В этом доме арестованные члены царской семьи прожили два месяца.

5 (18 июля) 1918 года чекисты получили приказ уничтожить алапаевских узников. Ночью их отвезли на заброшенную шахту в 18 километрах от Алапаевска. Там их зверски казнили: живыми (кроме князя Сергея Михайловича, которого застрелили) сбросили на дно шахты, а потом закидали бревнами и гранатами. За казнью, совершаемой большевистскими извергами, наблюдал местный крестьянин. Он рассказал, что, когда сталкивали в шахту Великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». И еще долгое время из-под земли доносились звуки Херувимской.

Когда спустя 3 месяца белая армия освободила Алапаевск, то первым делом достали тела погибших. Было установлено, что княгиня Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней оказался князь Иоанн. И даже на краю гибели Великая княгиня продолжала милосердствовать – в темноте шахты она перевязала раны князя своим апостольником. Когда тела подняли на поверхность, все увидели, что пальцы Великой княгини и инокини Варвары были сложены для крестного знамения.

Извлеченные тела неизвестный монах через всю Сибирь повез сначала в Пекин, а затем в Харбин. За время долгого пути все тела сильно разложились, и лишь тело Великой княгини осталось нетленным.

В ноябре 1920 года останки Елисаветы Феодоровны и келейницы Варвары были перевезены в Иерусалим. Здесь в так называемой Русской Гефсимании они обрели свой вечный покой: в склепе церкви Святой Марии Магдалины стоят два гроба. В одном – нетленные мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, в другом – ее верной келейницы Варвары, которая даже перед лицом смерти отказалась покинуть свою игумению. В ногах Великой княгини поместили шкатулку, которая всегда была с преподобномученицей. В ней находился оторванный взрывом палец Великого князя Сергея Александровича и прядь волос цесаревича-мученика Алексия.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца ино­ки­ня Вар­ва­ра бы­ла кре­сто­вой сест­рой и од­ной из пер­вых на­сель­ниц Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли в Москве. Бу­дучи ке­лей­ни­цей и сест­рой, са­мой близ­кой к Ве­ли­кой кня­гине Ели­са­ве­те Фе­о­до­ровне, она не пре­воз­но­си­лась этим, а бы­ла со все­ми добра, лас­ко­ва и об­хо­ди­тель­на, и все лю­би­ли ее. В Ека­те­рин­бур­ге сест­ру Вар­ва­ру от­пу­сти­ли на сво­бо­ду, но и она, и дру­гая сест­ра – Ека­те­ри­на Яны­ше­ва – про­си­ли вер­нуть их в Ала­па­евск. В от­вет на за­пу­ги­ва­ния Вар­ва­ра ска­за­ла, что го­то­ва раз­де­лить судь­бу сво­ей на­сто­я­тель­ни­цы. Как бо­лее стар­шую по воз­рас­ту, в Ала­па­евск вер­ну­ли ее. Му­че­ни­че­скую кон­чи­ну она при­ня­ла в воз­расте око­ло 35 лет.

В 1992 году Великая княгиня Елисавета и сестра Варвара были причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Лик милосердной Великой княгини Елисаветы Феодоровны можно увидеть и в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. В конце XX века во время реставрационных работ на западном фасаде аббатства было принято решение установить в нишах над дверями статуи мучеников-христиан XX века, которые приняли смерть в своей родной стране. Россию там представляет самая добрая и милосердная душа России, «белый ангел Москвы», Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова.

P.S. 2 января (по старому стилю) 1909 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, великая княгиня Елизавета Фёдоровна посетила Серафимовский хутор Никитского женского монастыря в селе Катюшки, которое впоследствии вошло в состав города Лобня.

«Её Высочество отбыла из Москвы ранним поездом и со станции Лобня вместе с настоятельницей Никитского монастыря игуменьей Паисией проследовала на лошадях на хутор. По пути в д.Катюшках крестьяне устроили торжественную встречу Великой Княгине, сельский староста поднёс Её Высочеству хлеб-соль, а один из крестьян обратился с приветственной речью, в которой выразил радость по поводу посещения Её Высочеством глухой, отдалённой от города местности. Крестьянин с благодарностью говорил о просветительской деятельности игуменьи Паисии, выразившейся в устройстве храма-школы, что населением особо ценится. Приняв подношение и выслушав благосклонно речь, Великая Княгиня отправилась к расположенному вблизи хутору, где в это время в церкви-школе шло богослужение. Её Высочество присутствовала на литургии и затем на молебне преп. Серафиму Саровскому. В храме находились учащиеся и местные жители. После богослужения в школе Её Высочеству была представлена попечительница школы г-жа Надежда Владимировна Миляева (Крестовникова), принимающая живое участие в Алексеевской церковно-приходской школе. Дети прочитали стихотворения, после чего Великая Княгиня раздала учащимся приготовленные рождественские подарки.

Затем Её Высочество проследовала в покои настоятельницы, где были предложены чай, кофе и трапеза. После чего был осмотрены все монастырские слежебные здания.

В тот же день в сопровождении игуменьи Паисии Великая Княгиня возвратилась в Москву» — сообщали «Московские церковные ведомости» №3 за 1909 год.

 

Источник: stsl.ru

(103)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *